«Автоматика, связь, информатика»
Содержание №7, 2023 г.
100 лет пути. Впереди новый виток развития
Филюшкина Т.А.
В июле журнал «Автоматика, связь, информатика» отмечает 100-летний юбилей! Первый номер вышел в свет под названием «Электротехника и связь на путях сообщения», затем оно неоднократно менялось: с 1926 г. – «Связь и электротехника», с 1932 г. – «Сигнализация и связь на железнодорожном транспорте», с 1936 г. – «Связист». В послевоенное время журнал издавался как «Автоматика, телемеханика и связь». Нынешнее название «Автоматика, связь, информатика» журнал получил в 1998 г. в связи с интенсивным развитием информационных технологий на железнодорожном транспорте.
С 2–4
УДК 656.25
DOI: 10.34649/AT.2023.7.7.001
Ключевые инициативы и целевые проекты эффективного
развития хозяйства автоматики и телемеханики
Сиделев П.С., Горелик А.В., Тарадин Н.А., Малых А.Н.
Концепция развития хозяйства автоматики и телемеханики до 2030 г. и на перспективу до 2035 г. утверждена Центральной дирекцией инфраструктуры в мае текущего года. Она создавалась с целью развития организационно-технологической структуры хозяйства, совершенствования производственных процессов на основе накопленного опыта и передовых технологий организации производства, новых систем управления движением поездов. В Концепции описаны приоритетные направления в области разработки и внедрения современных технических средств, передовых технологий реализации основных производственных процессов, а также совершенствования структуры, принципов управления и развития персонала в хозяйстве. Указанные направления включают в себя ряд ключевых инициатив и целевых проектов, реализация которых обеспечит эффективное поступательное развитие. Эти инициативы и целевые проекты рассмотрены в статье.
С. 5–9
УДК 656.257-83:625.151.3
DOI: 10.34649/AT.2023.7.7.002
Повышение надежности стрелочных электродвигателей
Татиевский С.А., Бикташев Р.Ж., Пензев П.В., Минаков Д.Е., Минаков Е.Ю.
На российских железных дорогах эксплуатируются более 135 тыс. стрелочных электроприводов, от надежной работы которых напрямую зависит ритмичность функционирования всего транспортного конвейера. Один из главных элементов электроприводов – стрелочные электродвигатели, обеспечивающие их нормальную работу. В статье рассмотрены вопросы обеспечения правильной эксплуатации и повышения надежности работы стрелочных электродвигателей.
С. 10–12
Московский транспортный узел должен «ехать»
Наумова Д.В.
В Москве прошло заседание секции «Автоматика и телемеханика» Научно-технического совета ОАО «РЖД» по теме «Развитие хозяйства автоматики и телемеханики в границах Московского транспортного узла».
С. 13–16
УДК 004.056
DOI: 10.34649/AT.2023.7.7.003
Оценивание информационной безопасности бизнес-процессов
Глухов А.П., Корниенко А.А., Ададуров С.Е., Белова Е.И.
Рассмотрены основные положения методического подхода к решению задачи оценивания информационной безопасности критически важных автоматизированных систем управления железнодорожного транспорта путем перехода от традиционных оценок свойств безопасности информации (конфиденциальность, доступность, целостность) к оценке безопасности критических бизнес-процессов. Предлагаемый подход может применяться для различных уровней иерархии информационной структуры железнодорожного транспорта в условиях как точно заданных, так и нечетко определенных параметров, а также их сочетаний, и использоваться в системе управления информационной безопасностью.
С. 17–20
Метрологическое обеспечение цифровых информационных измерительных систем
Яшин А.В.
Цель системы метрологического обеспечения (СМО) ОАО «РЖД» состоит в создании условий для выполнения железнодорожных услуг путем обеспечения требуемого качества измерений. Основные направления развития метрологического обеспечения измерений в ОАО «РЖД» изложены в Концепции развития системы метрологического обеспечения до 2030 г. В документе отмечается, что особенностью настоящего момента развития измерений на железнодорожном транспорте является не количественное наращивание парка средств измерений (СИ), а расширение их возможностей.
С. 21–22
Успех команды единомышленников
Елин Д.А
Прошлый год был весьма успешным для Саратовской дирекции связи. Коллектив предприятия четыре раза становился победителем в отраслевом соревновании, завоевав при этом первое место в первом, втором и четвертом кварталах. Вместе с тем по итогам работы за 2022 год дирекция была удостоена первого места по ЦСС. Кроме того, коллективы региональных центров связи неоднократно становились призерами среди структурных подразделений ОАО «РЖД».
С. 23–25
Новые возможности для оценки компетенций персонала
Логач А.В.
Опыт коронавирусных ограничений, когда многим сотрудникам пришлось перейти на удаленную работу, ускорил процесс цифровизации бизнеса. Этот тренд не обошел стороной и ОАО «РЖД». На волне технологических изменений в компании разрабатывается система, которая позволяет оценивать компетенции персонала в режиме онлайн.
С. 26–27
Время уникальных возможностей
Наумова Д.В.
Нижний Новгород в очередной раз стал местом проведения конференции «Цифровая индустрия промышленной России» – крупнейшего мероприятия в области цифровой экономики в стране. На протяжении многих лет это мероприятие является ключевой площадкой для обсуждения цифровой трансформации общества и ключевых отраслей экономики, встречи лидеров рынка и трансляции лучших практик, технологий и идей.
С. 28–29
Интеллектуальный турнир ИТIT
ИТ-блок холдинга «РЖД» впервые провел Интеллектуальный турнир – ИТIT, который состоял из серии отборочных игр и финального состязания. Отборочный этап проходил в дистанционном и очном форматах. Финальная игра прошла 31 мая в Нижнем Новгороде. Интеллектуальный турнир проводился в рамках мероприятий, приуроченных к 150-летию железнодорожной статистики. Его инициатором выступил Департамент информатизации ОАО «РЖД». Примечательно, что турнир проводился в год двадцатилетия со дня образования ОАО «РЖД». Тем самым ИТ-блок внес свой вклад в празднование юбилея компании.
С. 30–31
Подготовка студентов-целевиков для реализации задач цифровой трансформации
Швалов Д.В.
Непрерывная модернизация технических средств автоматики и телемеханики, опыт и перспективы внедрения цифровых технологий в процессы технического обслуживания, планирования и аналитики предъявляют высокие требования к квалификации работников инфраструктурного комплекса. В частности, реализация задач цифровой трансформации в основном обеспечивается руководителями среднего звена. При этом необходимо учитывать, что практически весь комплекс работ по управлению жизненным циклом объектов автоматики и телемеханики выполняют специалисты, имеющие базовое образование по программе «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте». Для освоения компетенций в области цифровых технологий нужны дополнительные образовательные программы или программы профессиональной переподготовки, в том числе в формате опережающей подготовки.
С. 32–34
УДК 654+004
DOI: 10.34649/AT.2023.7.7.004
«Eltrans-2023» – импульс к дальнейшему развитию
Казакевич Е.В.
В статье представлен обзор работы XI Международного симпозиума «Eltrans-2023. Электрификация и электрическая тяга: цифровая трансформация железнодорожного транспорта». Рассмотрены основные проблемы, затронутые на конференции «Инфокоммуникационные системы и интеллектуальные технологии в задачах управления на железнодорожном транспорте» и круглом столе «Взаимодействие с ОАО «РЖД» в рамках инженерной подготовки кадров».
С. 35–36
Движение первых
Наумова Д.В.
Сразу 12 городов России стали площадками для проведения первого фестиваля, демонстрирующего деятельность российского движения детей и молодежи «Движение первых». Фестиваль стал отправной точкой воплощения проектов для школьников и студентов колледжей по всей стране. За два дня в мероприятиях разных форматов приняли участие свыше 5 млн ребят. Почетными гостями фестиваля стали дети-герои из разных уголков страны.
3 стр. обл.