«Автоматика, связь, информатика»
Содержание №11, 2022 г.
УДК: 621.396
DOI: 10.34649/AT.2022.11.11.001
Радиосвязь на малоинтенсивных железнодорожных участках
Лапунов С.И., Роенков Д.Н., Плеханов П.А., Глухов И.А.
В статье рассмотрены основные характеристики малоинтенсивных железнодорожных участков (МЖУ), влияющие на выбор варианта построения технологической радиосвязи. Дана классификация таких участков, описаны способы организации движения на них, а также системы управления и обеспечения безопасности движения поездов. Представлена унифицированная схема построения системы радиосвязи на МЖУ, приведен алгоритм выбора оптимального варианта организации радиосвязи для каждого конкретного малоинтенсивного участка.
С. 2–7
УДК 654.09
DOI: 10.34649/AT.2022.11.11.002
Применение технологий IoT на пути к цифровизации железнодорожного комплекса
Куценко С.М., Евдокимова О.Г.
В статье указаны основные тенденции цифровизации инфраструктуры отечественного железнодорожного комплекса. Сформулировано ключевое преимущество интернета вещей. Рассмотрены некоторые варианты применения IoT-решений. Освещены вопросы стандартизации и безопасности передачи данных, уделено внимание проблеме кадрового потенциала в рамках подготовки специалистов на базе лаборатории «Интернет вещей» ПГУПС.
С. 8–10
УДК 629.05
DOI: 10.34649/AT.2022.11.11.003
Высокоточные цифровые карты и комплексы позиционирования
Мыльников П.Д.
Развитие геоинформационных технологий выводит на новый уровень работу бортовых систем тягового подвижного состава за счет комплексной обработки информации навигационных датчиков и применения высокоточной электронной карты. В статье представлены решения, которые успешно используются для высокоточной работы системы автоведения в пассажирском движении и для автоматического движения подвижного состава без участия машиниста.
С. 11–13
УДК 53.083.5
DOI: 10.34649/AT.2022.11.11.004
Испытание датчика обледенения
Бубнов В.П., Бараусов В.А., Забузов В.С., Султонов Ш.Х.
В статье представлены результаты лабораторного эксперимента с датчиком обледенения с применением экспериментального стенда. Приведена структурная схема и взаимосвязь между оборудованием стенда, подробно описаны испытания датчика, а также последовательность их проведения. По результатам испытаний были построены графики зависимости температуры рабочей поверхности пластины от времени с момента включения нагревателя.
С. 14–17
СТДМ – инструмент для перехода
на автоматизированное обслуживание устройств ЖАТ
Володина О.В.
В сентябре в Самаре прошло сетевое производственное мероприятие на тему «Организация внедрения автоматизированной технологии обслуживания устройств СЦБ с использованием функциональных возможностей систем технической диагностики и мониторинга». Участники обсуждали актуальные вопросы развития хозяйства автоматики и телемеханики, в том числе возможность использования средств технической диагностики и мониторинга для автоматизации выполнения технологических процессов хозяйства. В работе мероприятия приняли участие руководители ЦДИ, Управления и служб автоматики и телемеханики региональных дирекций, а также представители ПКБ И, ООО «ОЦРВ», ОАО «ЭЛТЕЗА». На мероприятие были приглашены разработчики микропроцессорных централизаций, автоматизированных информационных систем и систем диагностики, представители научных, проектных и производственных организаций.
С. 18–21
СТДМ: целевое состояние и пути его достижения
Лукоянов Д.С.
Системы непрерывного мониторинга устройств ЖАТ внедряются на сети ОАО «РЖД» с 1996 г. Первоначально их задача заключалась в определении состояния технических средств ЖАТ и предоставлении эксплуатационному штату индикации о выходе их параметров за пределы нормы. За последние годы в деятельности центров накопилось немало организационных и технических проблем, которые рассматривает автор статьи.
С. 22–24
Современный мониторинг повысит надежность КТСМ
Клименко А.А.
В настоящее время на обслуживание ОАО «ЭЛТЕЗА» переданы системы теплового контроля железнодорожного состава на ходу поезда СТК КТСМ – это более 4 тыс. комплексов технических средств, которые эксплуатируются на 10 дорогах. В следующем году планируется принять на обслуживание еще 1,8 тыс. таких комплексов. За восемь месяцев текущего года благодаря средствам диагностики и мониторинга СТК КТСМ выявлено более 3,2 тыс. предотказных ситуаций, которые были оперативно устранены специалистами компании. При этом эффективность предупреждения отказов во многом зависит от уровня развития систем мониторинга, а также от грамотной организации взаимодействия между персоналом дорожных Центров диагностики и мониторинга и работниками ОАО «ЭЛТЕЗА». На ряде дорог мониторинг налажен недостаточно четко, поэтому нет возможности своевременно выявлять и реагировать на предотказы, что приводит к отказам и задержкам поездов.
С. 25–26
Рационализация минимизирует затраты
Вадченко О.А.
Кузбасский региональный центр связи Новосибирской дирекции связи уделяет большое внимание развитию рационализаторской деятельности и организации технического творчества. В статье рассказывается о некоторых технических решениях, применяемых сотрудниками центра при организации работы парковой связи громкоговорящего оповещения на удаленных участках и системы двухсторонней парковой связи на станциях, а также о GSM-модуле удаленного управления устройствами в связевой комнате.
С. 27–29
На выставке электрической мобильности
Компании Дивизиона ЖАТ ГК 1520 в очередной раз приняли участие в международной выставке «ЭлектроТранс». На стенде были представлены новейшие инновационные разработки компаний Дивизиона: автоматизированная система комплексного управления движением вагонов трамвая АСКУ ДВТ, микропроцессорная централизация для метрополитенов МПЦ-СМ, автоматизированная система диспетчерского управления движением поездов метро АСПУ ДПМ «Диалог».
С. 30
УДК 656.25+331.45
DOI: 10.34649/AT.2022.11.11.005
Развитие технических средств для снижения
производственного травматизма
Антонов А.А., Кузьмин В.С., Цыбанов И.А.
В статье приводятся результаты качественного анализа и систематизации технических решений, направленных на снижение числа случаев производственного травматизма при проведении работ, связанных с выходом на пути. Сформулированы основные тенденции развития систем и устройств, обеспечивающих безопасные условия труда при обслуживании и ремонте путевых объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и метрополитенов. Предложен концептуальный проект перспективных технических решений.
С. 31–33
Россия из окна поезда
Наумова Д.В.
В ОАО «РЖД» активно разрабатываются новые комфортные маршруты для путешественников, использующих поезда в качестве «отелей на колесах». Мы продолжаем рассказывать нашим читателям о разнообразии туристических поездов. В этой статье речь пойдет о путешествии по югу России.
С. 35–36
Люди дела
Наумова Д.В.
В конце сентября в Подмосковье состоялось самое масштабное и ключевое молодежное мероприятие холдинга «РЖД» – XIV ежегодный Слет молодежи. Впервые за два года он прошел полностью в очном формате.
2 стр. обл.
Достижения российского электротранспорта
Наумова Д.В.
В рамках Российской недели общественного транспорта в Москве состоялась 11-я международная выставка «ЭлектроТранс»: электрическая мобильность, продукция и технологии для электрического транспорта и метрополитенов. Она объединила на одной площадке крупнейшие российские и зарубежные компании в сфере общественного транспорта.
3 стр. обл.