№11, 2022
ISSN 0005-2329

№ 7, 2021

«Автоматика, связь, информатика»

Содержание №7, 2021 г.

Этот выпуск посвящен деятельности Проектно-конструкторско-технологического бюро по системам информатизации – Центра цифровых технологий – филиала ОАО «РЖД»

 

50 лет – это только начало!

Урусов А.В.

В канун 50-летнего юбилея Проектно-конструкторско-технологического бюро по системам информатизации – Центра цифровых технологий (ПКТБ-ЦЦТ) редакция встретилась с его директором Алексеем Викторовичем Урусовым. В интервью он рассказал о сегодняшней деятельности бюро и планах на будущее.

С. 2–4

 

История ПКТБ-ЦЦТ: события и люди

Ланская А.А.

В 1971 г. было создано Проектно-конструкторско-технологическое бюро автоматизированных систем управления железнодорожным транспортом – ныне ПКТБ-ЦЦТ, предназначенное заниматься разработкой АСУ. И сегодня, спустя 50 лет, в эпоху бурного развития и внедрения цифровых технологий ПКТБ-ЦЦТ активно ведет свою деятельность на благо железнодорожного транспорта. История любого предприятия берет свое начало, как правило, с приказа о его создании. Вместе с тем, она базируется на людях, начинается с людей, которые его создавали. В связи с юбилеем ПКТБ-ЦЦТ перелистаем страницы его истории и приведем воспоминания людей, которые стояли у самых истоков.

С. 5–9

 

АСОУП – единая платформа для систем управления перевозочным процессом

Кисиль Ю.А., Фоменков Д.Ю., Давиденко В.Н.

Автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП) – базовая информационная система ОАО «РЖД», предназначенная для реализации функциональных задач, комплексных и информационно-управляющих технологий перевозки. На текущий момент АСОУП является наиболее крупной из основных систем управления перевозками. В ее состав входят более 260 программных комплексов. АСОУП осуществляет информационное взаимодействие более чем со 120 смежными системами.

С. 10–12

 

Переход на использование отечественного ПО

Соколов Д.В., Лапич В.В.

Системная, целенаправленная работа по переходу российских железных дорог на отечественное программное обеспечение началась с поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина, данного по итогам III Железнодорожного съезда в ноябре 2017 г. Для его исполнения совместно с Министерством транспорта и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ в ОАО «РЖД» разработан и утвержден Правительством РФ План мероприятий, направленных на преимущественное использование отечественного программного обеспечения на период 2018–2024 гг. В нем определены восемь классов ПО, подлежащих импортозамещению в компании, и установлены количественные показатели по переходу на отечественное ПО в разбивке по годам.

С. 13–16

 

Гибкие методологии для продвижения бренда компании

Логач А.В., Скворцов А.Н.

Технологию гибкого управления проектами Agile в начале «нулевых» придумали американские разработчики программного обеспечения. Она позволяет быстро и качественно разрабатывать важные проекты и запускать их. С 2019 г. эта технология применяется в ОАО «РЖД». С ее помощью реализуются цифровые сервисы, способствующие продвижению бренда компании на рынке труда.

С. 17–19

 

УДК 005.8 +004.4                                 DOI: 10.34649/AT.2021.7.7.001

Развитие системы «Зарубежные проекты» с использованием методологии Agile

Алексеев Д.А., Чередниченко Д.А., Буркина А.В.

ПКТБ-ЦЦТ продолжает внедрение Аgile-методологий в процессы разработки ПО. В рамках современных стандартов проектного управления была усовершенствована система «Зарубежные проекты». Использование методологии Agile позволило не только сократить сроки разработки, но и обеспечить комфортное взаимодействие с заказчиком (Департаментом зарубежных проектов), избежать ошибок в методологии работы и заложить фундамент для ее дальнейшего развития.

С. 20–21

Сотрудничество – движущий фактор успеха

Тарасов К.А.

Совместная работа Центральной дирекции управления движением с ПКТБ-ЦЦТ началась еще в 70-е гг. прошлого столетия. Первым этапом в этом сотрудничестве стала проработка автоматизированных систем управления перевозочным процессом, без которых управление перевозками теперь сложно себе представить. Уже тогда технологи ЦД в тесном содружестве с инженерами бюро заложили функциональные и архитектурные фундаменты действующих сегодня современных и эффективных инструментов диспетчеризации и автоматизации станционных процессов.

С. 22–24

 

Гарантируемая безопасность пассажирского движения

Бабкина И.Н., Пряхина Н.С.

Холдинг «РЖД» все больше приобретает черты ИТ-компании, особенно после принятия Стратегии цифровой трансформации. Доля электронных билетов на поезда дальнего следования в отдельные дни превышает 65 %, стремительный рост показывает и продажа электронных билетов на пригородные поезда. Неудивительно, что в последние годы пассажирский комплекс ОАО «РЖД» активно связан с блоком информатизации как на уровне «головных» департаментов (ЦЛ и ЦКИ), так и на местах. Целый ряд актуальных проектов связан и с ПКТБ-ЦЦТ.

С. 25–28

 

Основной тренд – цифровизация локомотивного хозяйства        

Богомолов В.Ю., Коротков В.Н.

В разные периоды коллектив отдела управления тяговыми ресурсами (ранее – лаборатории) занимался разработкой и внедрением автоматизированных систем для локомотивного хозяйства, позволяющих решать задачи дорожного и сетевого уровня, эффективнее организовывать эксплуатационную деятельность и принимать оптимальные управленческие решения.

С. 29–32

 

Цифровое обеспечение международных железнодорожных перевозок

Крестинин А.В., Сергеева И.Л., Трегубов А.Г.

В настоящее время ОАО «РЖД» реализует проекты по информационному и цифровому обеспечению международных железнодорожных перевозок, направленные на оформление в реальном режиме времени перевозочных и товаросопроводительных документов на перевозки экспортно-импортных грузов и предоставление этих данных на принципах электронного документооборота контролирующим органам и участникам внешнеэкономической деятельности.

С. 33–36

 

Успешное сотрудничество продолжается

Булахов Д.И., Феоктистов А.Ф.

История плодотворного международного сотрудничества коллектива ПКТБ АСУЖТ на советском и постсоветском пространстве насчитывает полвека. Сначала это были совместные разработки и внедрение систем информатизации на железных дорогах республик Советского Союза, а затем, после распада единого государства началась и до сих пор успешно продолжается работа с железнодорожными администрациями стран евроазиатского региона. За это время неоднократно менялось название организации: ПКТБ АСУЖТ, БФ ВНИИАС, ПКТБ ЦКИ, ПКТБ-ЦЦТ, но неизменным оставалось высокое качество разработок и уважение со стороны сотрудничающих организаций и коллег.

С. 37–39

 

Команда неравнодушных людей

Косенко Л.В., Беляева Н.Н.

Первичная профсоюзная организация ПКТБ-ЦЦТ – это команда неравнодушных людей, скоординированная работа которых обеспечивает успех в деятельности всего предприятия. Важным принципом работы профсоюза является командный дух, а основу команды составляют люди, с которыми связаны целые вехи развития ПКТБ-ЦЦТ.

С. 40–41

 

Победа в полуфинале всероссийского конкурса «Цифровой прорыв»

В конце мая в рамках всероссийского конкурса «Цифровой прорыв 2021», организованного платформой «Россия – страна возможностей», прошел хакатон «Умные города, промышленность, ТЭК». Сотрудники Службы разработки программного обеспечения с применением гибких методологий ПКТБ-ЦЦТ завоевали первое место в хакатоне, предложив идею, как соединить работу аэропорта и онлайн-игру. В команду вошли специалисты по продакт-менеджменту, дизайну, бэкенд- и фронтенд-разработке: Антон Старцев, Александр Бабицкий, Екатерина Хрипунова и Марк Серёгин.

С. 42–43

 

Российская неделя высоких технологий – 2021

Вадченко О.А.

В июне в Москве в рамках Российской недели высоких технологий – 2021 прошла 33-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий «Связь–2021». В этом году передовые достижения продемонстрировали 180 компаний из 8 стран.

С. 44–45

 

Всероссийская конференция по производительности труда       

Вадченко О.А.

В Институте экономики и финансов РУТ (МИИТ) в мае состоялась V Всероссийская научно-практическая конференция «Повышение производительности труда на транспорте – источник развития и конкурентоспособности национальной экономики». Конференция впервые проходила в гибридном формате (очный и дистанционный). Дистанционно к трансляции подключилось более 1000 слушателей, в том числе из Армении, Казахстана и Белоруссии.

3-я стр. обложки

Скрытое поле:
Оставить заявку
Indicates required fields
Ваше имя*
Indicates required fields
Ваша почта*
Indicates required fields
Ваш телефон:*
Indicates required fields
Область ввода:*
Indicates required fields
Политика*
Спасибо! Форма отправлена