«Автоматика, связь, информатика»
Содержание №3, 2020 г.
Итоги и направления развития инфраструктурного комплекса
Назимова С.А.
В феврале в Сочи состоялось сетевое совещание по подведению итогов производственно-хозяйственной деятельности инфраструктурного комплекса. На совещании обсуждались вопросы ремонта пути, эксплуатации путевых машин, ликвидации инфраструктурных ограничений, организации работ по реконструкции объектов, повышения эффективности деятельности, выполнения программы цифровизации и др. Участники совещания посетили выставочную экспозицию, где была представлена современная техника и продемонстрированы инновационные технологии для инфраструктурного комплекса. Подробнее о мероприятии читайте в статье.
Роль устройств ЖАТ в обеспечении безопасности движения
Филюшкина Т.А.
Традиционно в феврале все подразделения ОАО «РЖД» подводят итоги своей деятельности за год. В Красноярске для обсуждения проблем и выработки решений дальнейшего развития хозяйства автоматики и телемеханики собрались руководители ЦДИ, Управления и служб автоматики и телемеханики, проектировщики, строители и разработчики технических средств и систем ЖАТ. В рамках заседания было проведено восемь круглых столов. Обсуждение вопросов проходило в форме деловой игры. Среди обсуждаемых тем были: комплексная модернизация устройств ЖАТ, оптимизация технических процессов, систематизация процесса производственного планирования, оптимизация состава АВЗ и ЗИП, сохранность кабеля СЦБ.
УДК 656.251 DOI 10.34649/AT.2020.3.3.001
Особенности применения светодиодных светофоров в системах ЖАТ
Зенкович Ю.И.
В статье анализируются вопросы построения схем включения светодиодных излучателей в светофорах в системах ЭЦ и автоблокировки с точки зрения обеспечения требований безопасности движения поездов.
УДК 656.259.12 DOI 10.34649/AT.2020.3.3.002
Измерение электрических сопротивлений в неоднородных рельсовых линиях на участках с электротягой
Шаманов В.И., Ваньшин А.Е., Денежкин Д.В., Тасболатова Л.
В статье приведены некоторые результаты разработки способа измерений в условиях эксплуатации продольных и поперечных электрических сопротивлений рельсовых нитей, имеющих различную величину по длине рельсовых линий. Результаты измерений позволяют выявлять причины повышенного уровня помех от тяговых токов, действующих на аппаратуру рельсовых цепей и автоматической локомотивной сигнализации, а также разработать эффективные меры по их устранению.
Закрепляющее устройство балочное рычажное ЗУБР
Панишев С.Е.
На российских железных дорогах внедряются самые передовые технологии в сфере железнодорожного транспорта. Однако до сих пор используются горочные тормозные башмаки, применяемые с позапрошлого века. Их эксплуатация связана с риском травматизма, ошибками персонала, высокими затратами на содержание штата сотрудников и обеспечение им условий труда, отсутствием возможности автоматизации процессов. Неправильное применение башмаков неоднократно приводило к возникновению аварийных ситуаций. Изучив аспекты работы по закреплению подвижного состава, имея богатый опыт проектирования железного оборудования, специалисты Концерна «ТРАНСМАШ» разработали механические устройства, заменяющие технологию торможения и закрепления составов башмаками и не имеющие аналогов в мире.
УДК 656.254.7 DOI 10.34649/AT.2020.3.3.003
Cвязь с объектами железнодорожной инфраструктуры на перегоне
Ванчиков А.С.
Обеспечение технологической связи с объектами железнодорожной инфраструктуры является одной из приоритетных задач. Вместе с тем, в условиях изменения среды передачи кабельных линий связи, увеличения плотности точек подключения абонентов/систем и расширения необходимого перечня услуг связи, требуется определить современный способ организации связи на железнодорожном перегоне.
Развитие системы управления инженерной деятельностью
Виноградов А.А.
Инженерно-техническая деятельность – это процесс, который охватывает разработку, проектирование, конструирование и использование новой техники и технологий, а также творческий процесс изобретения, исследования, расчеты, производственный процесс, проверку качества и др. Она включает в себя ряд направлений, среди которых внедрение системы управления информацией об изделии на протяжении всего жизненного цикла (PLM – Product lifecycle management), а также информационных технологий (CALS –
Continuous Acquisition and Life Cycle Support) для систем управления проектными данными, электронного архива и документооборота.
Перспективы развития локомотивных систем безопасности и управления
Шухина Е.Е.
В конце января на площадке Центра научно-технической информации и библиотек ОАО «РЖД» под председательством президента НП «ОПЖТ» В.А. Гапановича состоялось заседание комитета НП «ОПЖТ» по вопросу «Новые методы в обслуживании приборов безопасности». Представляем подборку материалов по докладам участников мероприятия.
Локомотивные устройства безопасности – это технические средства, обеспечивающие безопасность движения поездов, предназначенные для исключения опасных ситуаций при формировании маршрутов движения поездов, контроля предельных скоростных режимов с учетом поездной ситуации и инфраструктурных ограничений. Эффективность этих устройств определяется возможностью реализовывать функции безопасности и удобством использования при решении различных технологических задач при организации перевозочного процесса.
Развитие локомотивных устройств безопасности
Хомченко Д.Н.
В течение пяти лет в Дирекции тяги проводится работа по совершенствованию и обновлению локомотивных устройств безопасности. За это время количество нарушений в их работе снижено на 45 %. Среди направлений развития устройств безопасности можно выделить локальные улучшения эксплуатируемых устройств, разработку и внедрение новых систем, изменение программного обеспечения, совершенствование бортовых баз данных и др. Кроме того, пересмотру подвергается и нормативная документация.
Отказ от технического осмотра приборов безопасности
Веселов Е.В., Солдатов А.Г.
В современных приборах безопасности становится все меньше тех элементов, которые носили бы деградационный характер отказа. Многие элементы имеют период деградации, превышающий срок проведения ТО-2. Практически невозможно предсказать отказы, носящие лавинообразный характер. В этих случаях проверка функционала во время технического осмотра практически бесполезна, и целесообразнее проводить проверки во время текущего ремонта.
Перспективы развития систем безопасности и управления
Хохряков Д.А., Никитин А.Н.
От разработки первой системы безопасности КЛУБ, пришедшей на смену релейной АЛСН в середине 90-х гг. прошлого века, осуществлено несколько этапов обновления систем безопасности. Ключевой точкой отсчета является появление в 2002 г. устройства безопасности КЛУБ-У. Последующие модернизации этого устройства позволили значительно увеличить надежность и улучшить его эксплуатационные характеристики.
Качество продукции и услуг гарантировано
Милютин В.В.
Для решения поставленных Правительством РФ стратегических задач по обеспечению безопасности движения поездов в ОАО «РЖД» предусмотрено создание цифровых моделей объектов инфраструктуры и развертывание сети цифровой радиосвязи. Одновременно идет совершенствование систем интервального регулирования и систем мониторинга состояния технических средств, а также автоматизация отдельных технологических операций. В рамках работы по этому направлению на ряде участков внедрена и успешно эксплуатируется современная микропроцессорная система автоблокировки с централизованным размещением аппаратуры, тональными рельсовыми цепями в шкафном варианте стандарта Евромеханика на современной элементной базе (АБТЦ-МШ). Наряду с АО «НИИАС» автором этой инновационной разработки является АО «ЭЛАРА».
И в 90 душа остается молодой
Перотина Г.А.
Перебирая журналы прошлых лет, в одном из них недавно обнаружила статью об удивительном человеке, железнодорожный стаж которого составляет без малого 50 лет, причем две трети из них он проработал начальником дистанции сигнализации и связи на Горьковской дороге. Сначала это была Ковровская дистанция, а после реорганизации – Горький-Сортировочная. Речь идет о Юлиане Борисовиче Маневиче, которому 20 марта исполняется 90 лет.
Мастера «горочного» дела
Володина О.В.
Горочный комплекс Ульяновской дистанции СЦБ Куйбышевской ДИ обслуживает цех, возглавляемый В.А. Грищенко. Этот коллектив считается одним из лучших в Ульяновской дистанции СЦБ. Опытные квалифицированные специалисты, которые здесь трудятся, вносят большой вклад в обеспечение безопасности движения и надежной работы технических средств горки. Разработки, предложенные и внедренные рационализаторами цеха, существенно повышают эффективность работы оборудования. В 2019 г. по итогам соревнования трудовых коллективов и работников хозяйства автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» участок механизированной сортировочной горки вошел в число победителей.
Внедрение инновационных технических средств ЖАТ
Володина О.В.
В 2019 г. на сети ОАО «РЖД» продолжались внедрение новых технических средств ЖАТ и реализация технических решений в области железнодорожной автоматики.
Дни ОАО «РЖД» в Совете Федерации
Наумова Д.В.
В феврале в Совете Федерации Федерального Собрания РФ прошли дни российских железных дорог. Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» О.В. Белозёров встретился с председателем Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко. Во время встречи они обсудили деятельность компании и новые проекты.
Горжусь должностью старшего диспетчера
Вадченко О.А.
Галина Валерьевна Кочергина трудится в Саратовской дистанции СЦБ Приволжской ДИ без малого 30 лет. После окончания школы по примеру старшей сестры Галина поступила учиться в Саратовский техникум железнодорожного транспорта на специальность «Автоматика и телемеханика». Об этой специальности она практически не имела представления, но название показалось очень привлекательным.
На страже безотказности систем СЦБ
Наумова Д.В.
Важной наградой – знаком «Почетный железнодорожник» ОАО «РЖД» награжден Виталий Алексеевич Звонов, старший электромеханик Златоустовской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Южно-Уральской ДИ Южно-Уральской дороги.