«Автоматика, связь, информатика»
Содержание №9, 2021 г.
Выпуск посвящен деятельности и разработкам института
«Гипротранссигналсвязь» – филиала АО «Росжелдорпроект»
90 лет: опыт, традиции, планы на будущее
Трясов М.С.
Осенью текущего года исполняется 90 лет со дня создания института «Гипротранссигналсвязь» – филиала АО «Росжелдорпроект» (входит в Группу компаний 1520). За эти годы накоплен огромный интеллектуальный и практический потенциал, обеспечена профессиональная преемственность и создан мощный коллектив высококвалифицированных специалистов в области проектирования современных систем железнодорожной автоматики, телемеханики и технологической электросвязи.
С. 2–7
Становление отечественных микропроцессорных систем ЖАТ
Беляев Н.М., Гордон М.А., Пущин А.С., Паберзс С.Э.
Широкое использование электронно-вычислительной техники во всех отраслях народного хозяйства не оставило в стороне и железнодорожный транспорт. ГТСС – один из первых институтов в стране, который начал разрабатывать микропроцессорные системы железнодорожной автоматики и телемеханики. По результатам своей деятельности он находится среди лидеров в данной области.
С. 8–11
Механизация сортировочной горки с внедрением системы ГАЦ ГТСС
Блёскин М.А., Жмуданов И.Н.
В 2019 г. по заданию Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» специалисты института «Гипротранссигналсвязь» разработали проект механизации сортировочной горки станции Новоярославская Северной дороги с внедрением системы ГАЦ ГТСС. Основная задача проектировщиков заключалась в оборудовании сортировочной горки пневматическими вагонными замедлителями для регулирования скорости отцепов на тормозных позициях. После строительства, которое завершено в прошлом году, благодаря механизации горки из опасной зоны выведены пять регулировщиков скорости движения вагонов, пути сортировочной горки приведены в соответствие с проектными нормами. При роспуске осуществляется автоматическая реализация заданных маршрутов с накоплением и оперативной корректировкой. Кроме того, увеличена перерабатывающая способность горки при безусловном обеспечении безопасности процесса и сохранности вагонов.
С. 12–14
Развитие автоматизированных систем управления хозяйством автоматики и телемеханики
Ермолаев Р.Б., Задорожный В.В.
Отдел АСУ и технологий обслуживания устройств ЖАТ (ранее – отдел информационных технологий) был создан в ГТСС в начале 2003 г. на базе лаборатории АСУ-Ш. Одно из направлений в работе отдела – сопровождение и функциональное развитие автоматизированных систем управления хозяйством автоматики и телемеханики ЦДИ ОАО «РЖД».
С. 15–17
УДК 625+004.94
DOI: 10.34649/AT.2021.9.9.001
Технологии информационного моделирования при проектировании СЦБ
Гордон М.А., Демидов Е.В.
В статье представлены основные задачи применения технологии информационного моделирования (ТИМ). Для реализации информационной модели использовались программные комплексы Revit 2021 и Civil 3d 2021. Описывается создание семейств Revit, добавления атрибутов из файла общих параметров и установка объектов на основе семейств в модели. Рассмотрено проектирование кабельных сетей в Civil 3d и недостатки программного комплекса. Предлагаются новые инструменты проектирования кабеля в Revit с помощью платформы визуального программирования Dynamo.
С. 18–20
УДК 656.259.1 : 624.19/.8 : 625.1
DOI: 10.34649/AT.2021.9.9.002
Устройства контроля схода подвижного состава на подходах к искусственным сооружениям
Кириллов А.Н.
В статье приведены особенности схем включения датчиков устройств контроля схода подвижного состава (УКСПС), установленных перед искусственными сооружениями. При их срабатывании отсутствует возможность выключения запрещающего показания ограждающего светофора или подачи разрешающего кода в рельсовые цепи поездам, идущим вслед за неисправным поездом.
С. 21–22
Современные решения построения сетей радиосвязи ОАО «РЖД»
Корпусенко Е.Г., Тараненко А.Ю., Попов Д.А.
Технологическая радиосвязь – обязательная система электросвязи, служащая для обеспечения безопасного и бесперебойного функционирования железнодорожного транспорта. При этом для решения современных технологических задач с учетом перехода к модели цифровой железной дороги требуются самые современные цифровые средства радиосвязи.
С. 23–24
Проектирование телекоммуникационной инфраструктуры на объектах Московского узла и Восточного полигона
Ванчиков А.С., Воробьёв Е.В., Колобов А.В.
Московский железнодорожный узел и Восточный полигон являются наиболее значимыми объектами инвестиционных проектов по формированию современной железнодорожной инфраструктуры. При этом внедряемые системы телекоммуникаций ОАО «РЖД» должны обеспечивать весь комплекс технологических запросов на мультисервисные услуги связи, руководствуясь принципами надежности, обоснованности и достаточности.
С. 25–26
Тенденции развития транспортабельных комплексов ЭЦ-ТМ
Кулешов А.Е., Миронова С.В., Циркин А.С.
Развитие технического перевооружения железнодорожных линий России при проектировании требует применения решений, позволяющих обеспечить высокие темпы строительства. Справиться с поставленными задачами помогает использование модульных сооружений полной заводской готовности, отвечающих высокому уровню безопасности, надежности и технологичности. Одним из таких решений является комплекс электрической централизации в транспортабельных модулях (ЭЦ-ТМ). ЭЦ-ТМ – это пост электрической централизации модульного типа, предназначенный для установки оборудования систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, а также для других служебно-технических целей.
С. 27–28
Испытание спиральных вагонных замедлителей
Мовшин А.А., Цай О.И.
Спиральные вагонные замедлители (СВЗ) являются перспективным видом замедлителей. Они уже много лет применяются и хорошо зарекомендовали себя на железных дорогах Европы. На сортировочных горках ОАО «РЖД» замедлители этого вида пока не получили широкого распространения. В прошлом году на сортировочной горке станции Шушары Октябрьской дороги проводились испытания этих современных тормозных устройств. В статье представлены результаты этого эксперимента, а также описаны технические характеристики и особенности спиральных замедлителей.
С. 29–30
Правила технической эксплуатации железных дорог – вчера, сегодня, завтра
Пущин А.С., Гордон М.А., Паберзс С.Э.
Правила технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) отражают богатую событиями историю строительства и развития железных дорог, их техническую эксплуатацию и техническое оснащение железнодорожного транспорта в целом. Они устанавливают единые принципы организации движения поездов при соблюдении предельных размеров железнодорожного пути, строений, подвижного состава, а также их содержания в эксплуатации. Основу этого документа, регламентирующего безопасную работу отрасли, составляют единые взаимно увязанные нормативные требования, которые постоянно совершенствуются по мере развития технических средств. И сегодня Правила сохраняют свою значимость как основополагающий нормативный документ железнодорожного транспорта.
С. 31–35
Развитие устройств связи для организации аварийно-восстановительных работ
Корчагин И.Ю., Навалишин С.С.
Связь является основным инструментом при ликвидации последствий транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатацией железнодорожного транспорта, чрезвычайными ситуациями и восстановлением инфраструктуры железной дороги. Технический прогресс в развитии устройств связи позволил значительно улучшить информационный обмен и управление аварийно-восстановительными работами.
С. 38–39
Качество в приоритете
Алемасов С.В., Деева М.А., Щапов С.В.
Важным направлением работы Камышловского ЭТЗ – филиала ОАО «ЭЛТЕЗА» является обеспечение высокого качества выпускаемой продукции. С целью удовлетворения изложенных в рекламациях претензий эксплуатационников относительно качества лакокрасочного покрытия изделий на предприятии взят курс на техническое перевооружение малярного участка заготовительного производства.
С. 40–41
«Глаза» машиниста при движении вагонами вперед
Мащенко П.Е., Александров Е.А.
Составитель поездов – одна из самых травмоопасных профессий на железной дороге. Его деятельность связана с обеспечением безопасности движения. Находясь в хвостовом вагоне состава, он контролирует свободность пути, маневровые передвижения подвижного состава по соседним путям, наличие габарита по ходу движения, положение стрелочных переводов, показания светофоров, а также ведет переговоры с дежурным по станции и машинистом. Применение современных технологий способно вывести человека из опасной зоны и обеспечить безопасность движения маневровых составов вагонами вперед. Есть несколько вариантов решения этой задачи.
С. 42–43
Любые задачи ему по плечу
Соболева Ж.В.
15 октября свой юбилей отмечает Дмитрий Владимирович Семёнов, начальник Воронежской дирекции связи – структурного подразделения ЦСС.
2 стр. обл.