«Автоматика, связь, информатика»
Содержание №9, 2020 г.
В борьбе за будущее
Наумова Д.В.
В непростое для нашей страны время борьбы с пандемией, когда многие отрасли были вынуждены в той или иной степени приостановить свою деятельность, ОАО «РЖД», перейдя, насколько это возможно, в дистанционный режим работы, продолжило и продолжает осуществлять безопасные перевозки пассажиров и грузов в соответствии с графиком движения, развивать новые технологии и двигаться вперед, не позволяя пандемии нарушить намеченные планы. В статье рассказывается, какие антикризисные действия были предприняты компанией для обеспечения устойчивой работы в период массовых ограничений.
Развитие отечественных и зарубежных беспилотных технологий
Попов П.А.
Год назад прошла конференция по беспилотному движению, на которой своим опытом и последними наработками в этой области делились представители различных НИИ, вузов, научных центров, разработчики и производители. За это время многое изменилось, в том числе и подходы к обеспечению безопасности. В статье приведен обзор международного опыта, требований и основных тенденций в области беспилотного движения.
УДК 656.257-83:625.151.3 DOI 10.34649/AT.2020.9.9.001
Стрелочные электроприводы: методы и технические решения по ограничению переводных усилий и максимального рабочего тока
Логвинов В.И., Бикташев Р.Ж., Пензев П.В., Минаков Д.Е.
Модернизация конструкции стрелочных электроприводов, направленная на ограничение переводных усилий и максимального рабочего тока, позволила повысить надежность их работы, оптимизировать технологию содержания и значительно снизить трудоемкость работ, связанных с обслуживанием при эксплуатации. В статье представлены принципиально важные технические решения, которые были применены при модернизации.
УДК 656.259:621.311.4 DOI 10.34649/AT.2020.9.9.002
Конденсация влаги в герметичных путевых ящиках и кабельных муфтах: проблема и решение
Колесников А.Г., Костромин С.В., Романов А.В.
В статье представлены результаты исследования влажности внутри герметичных путевых ящиков с чугунным корпусом и стальной штампованной крышкой и снаружи изделий, которые проводились на протяжении года при их эксплуатации в разных условиях окружающей среды. Даны рекомендации для предотвращения появления конденсации влаги внутри этих изделий.
УДК 656.259.12:621.332.23 DOI 10.34649/AT.2020.9.9.003
Новые дроссельные перемычки и электротяговые соединители
Орлов И.Г., Пасечник Д.В., Офенгейм Х.Г.
Специалисты Северо-Западного производственного комплекса – филиала ОАО «ЭЛТЕЗА» разработали дроссельные перемычки с одиночными и парными проводами ДВК, ПДВК и визуально контролируемые электротяговые соединители СВК. Благодаря применению в них пружинного элемента, предотвращающего последствия воздействия климатических факторов, вибрационных и ударных нагрузок, эти изделия более надежны по сравнению с существующими аналогами. Кроме того, в них используется элемент, обеспечивающий визуальный контроль узла крепления к рельсу. На предприятии уже освоено производство новых перемычек и соединителей.
УДК 656.21:614.7 DOI 10.34649/AT.2020.9.9.004
Шум на сортировочной станции: источники и специфика их изучения
Коваленко А.А., Ованесова Е.А.
Акустическое загрязнение от объектов железнодорожного транспорта – его наиболее значимый экологический аспект. Ежегодно растет количество жалоб населения на превышение максимально допустимых уровней звука в зоне размещения жилых и общественных объектов. Решение проблемы сверхнормативного акустического воздействия является для железнодорожного комплекса одной из первоочередных задач. Особенно остро этот вопрос встает на сортировочных горках, где в результате вытормаживания отцепов и работы компрессорного оборудования возникает сильный шум. В статье проанализирована специфика генерируемых при сортировке грузовых вагонов сверхнормативных уровней звука, обоснована актуальность исследований в области генерации шума от железной дороги, возникающего при торможении в контакте шина–колесо, и сформулированы основные подходы к разработке шумозащитных мероприятий на сортировочных станциях.
УДК 656.222.6 DOI 10.34649/AT.2020.9.9.005
Подход к кластеризации железнодорожных линий
Обухов А.Д., Ковалев К.Е.
Одним из важнейших направлений государственной транспортной политики Российской Федерации является модернизация и развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта. В условиях экономических реформ, сопровождавшихся спадом объемов производства и старением материально-технической базы транспорта, резко обострилась проблема использования малодеятельных железнодорожных линий. В данной статье современный железнодорожный транспорт рассматривается как система, состоящая из разнородных элементов. В такой системе появляется ряд противоречий или противоположно направленных критериев. Интенсивные линии всегда имеют стабильный, большой грузопоток. Специалисты и ученые стремятся с помощью технических и технологических решений повысить пропускную способность таких направлений, отдавая приоритеты малозатратным техническим решениям, нежели строительству вторых, третьих или четвертых главных путей.
УДК 656.216.2 DOI 10.34649/AT.2020.9.9.006
Обзор технологических решений по удаленному управлению автоматической переездной сигнализацией
Демьянов В.В., Имарова О.Б., Корчагин А.В., Герасименко Е.А., Терскова О.Е.
В статье проводится обзор и эксплуатационно-технический анализ технических решений, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожных переездах посредством удаленного управления и контроля. Дано функциональное описание структурных схем и принципа работы аппаратуры современных типов переездной сигнализации. Рассмотрены эксплуатационно-технические достоинства и недостатки данных систем с точки зрения возможностей перевода этих систем на дистанционное автоматизированное управление. Предложены комбинированные варианты оптимальных технологических решений по автоматизации удаленного управления железнодорожными переездами для различных категорий переездов.
Есть ли будущее у реле с плоской магнитной системой?
Пивоварчик Н.И.
В статье проанализированы конструкции и параметры находящихся в эксплуатации реле НМШ, РЭЛ и Н на предмет соответствия современным нормативным требованиям, а также обоснованы преимущества новой конструкции безопасного реле, позволяющей создать высокотехнологичное реле с параметрами существующих, но в габаритах реле Н (РЭЛ).
Инновационные решения и их развитие
Филимонов А.С.
На современном этапе важнейшей задачей экономического развития в ОАО «РЖД» является производство конкурентоспособного инновационного продукта или услуги. При этом инновации – это не самоцель, а средство сделать работу предприятия более продуктивной и эффективной. В статье рассказывается о внедрении современных разработок, объединении опыта при их реализации и развитии стратегического партнерства.
Во всем есть место совершенству
Вадченко О.А.
Владимир Анатольевич Исаев, старший электромеханик Тверского регионального центра Октябрьской дирекции связи, в прошлом году был удостоен звания «Новатор ОАО «РЖД». Стремление к познанию нового, участие в проектах по модернизации цифровых систем передачи, видеоконференцсвязи и связи совещаний давали широкое поле для самореализации. К сожалению, не все предложения получается воплотить в жизнь, но благодаря этому рождается новая идея и запускается процесс поиска правильного решения. В статье рассказывается о полученном опыте внедрения некоторых рационализаторских идей.
Микропроцессорное устройство программирования
Серов В.Ю.
В настоящее время на Восточно-Сибирской дороге большая часть радиостанций РВ-1М заменена в связи с истекшим сроком эксплуатации. Однако на дороге по-прежнему используется около 300 единиц. Для облегчения процесса программирования этих радиостанций возникла потребность в автоматическом устройстве. Такое микропроцессорное устройство программирования разработано в Улан-Удэнском региональном центре связи и успешно применяется на практике.
Память в бронзе
Наумова Д.В.
Ко Дню железнодорожника на Комсомольской площади в Москве состоялось торжественное открытие памятника железнодорожникам – участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, которые, невзирая на бомбежки и обстрелы, обеспечивали устойчивую работу железнодорожного транспорта. Подробнее о событии читайте в статье.