«Автоматика, связь, информатика»
Содержание №5, 2019 г.
ЦСС: этапы цифровой трансформации
Вохмянин В.Э.
В традиционном ежегодном интервью, которое начальник Центральной станции связи В. Э. Вохмянин дал нашей редакции, вместе с рассказом об итогах деятельности филиала за прошлый год он затронул вопросы формирования цифровой транспортной среды в рамках создания и реализации Стратегии цифровой трансформации и перспективы цифровизации сети связи ОАО «РЖД» с целью внедрения проекта «Цифровая железная дорога».
УДК 621.396:654.16:656.2 DOI 10.34649/AT.2019.5.5.001
Подвижная связь 5G
Плеханов П.А., Роенков Д.Н.
Реализация технологий подвижной связи пятого поколения (5G) является одним из основных направлений развития мировой отрасли телекоммуникаций. Сети 5G способны в полной мере удовлетворить настоящие и будущие потребности в беспроводной связи всех потенциальных пользователей, в том числе предприятий железнодорожной отрасли. На российских железных дорогах сегодня активно внедряются современные технологии повышения качества и безопасности перевозочного процесса, реализуется скоростное и высокоскоростное движение поездов, модернизируется инфраструктура и подвижной состав.
УДК 654.021 DOI 10.34649/AT.2019.5.5.002
Модель обслуживания вызовов от источников с разнотипными потоками
Лебединский А.К.
Приводится описание статистической модели обслуживания вызовов от трех или двух групп источников нагрузки. Модель позволяет определить показатели качества обслуживания вызовов в интегрированных сетях технологической связи, объединяющих до трех групп источников вызовов с использованием дисциплин обслуживания с потерей вызовов и с ожиданием.
Система оповещения персонала постов КТСМ
Семенников А.Ф.
Основным направлением деятельности Нижегородского отделения АО «ВНИИЖТ» является разработка технических средств, позволяющих повысить качество перевозочного процесса. Значительная часть разработок широко применяется на сети дорог в России и в Казахстане, причем их производство также освоено в отделении. Среди них система контроля волочащихся и провисающих предметов СКВП-2, средства повышения безопасности труда, а также система оповещения персонала постов ДИСК, КТСМ о приближении поезда СОП-01.
УДК 625.1:004.94 DOI 10.34649/AT.2019.5.5.003
Технологические основы инновационной системы автоматического управления движением поездов
Кокурин И.М., Ефанов Д.В.
Описаны основные принципы создания интеллектуальной системы диспетчерской централизации, позволяющей помимо традиционных функций использовать информацию о прогнозируемых моментах времени начала и окончания технологических операций. На этой основе система строит фрагменты графика движения и после их одобрения поездным диспетчером передает по радиоканалу машинисту рекомендуемые режимы ведения поезда. Режимы рассчитываются с использованием оперативно выполняемых тяговых расчетов, учитывающих параметры каждого поезда и условия движения. Выполнение рекомендуемых режимов возможно только после одобрения их машинистом.
Роль технической диагностики в цифровой трансформации
Балабанов И.В.
Цель проекта «Цифровая железная дорога» – автоматизация технологических процессов организации перевозки пассажиров и грузов, в том числе технологического обслуживания и ремонта объектов инфраструктуры. Решение этих задач позволит уменьшить издержки при техническом обслуживании и ремонте устройств, повысить уровень их надежности, что в свою очередь приведет к снижению потерь, вызванных задержками поездов.
Стандарт IRIS – гарантия качества
Ефимов А.В.
ОАО «ЭЛТЕЗА», первая среди сопоставимых по масштабу деятельности организаций России, прошла сертификацию по европейскому стандарту IRIS, в которой сертифицированы все производственные площадки и аппарат управления. В прошлом году все филиалы компании получили сертификаты соответствия системы менеджмента бизнеса организации требованиям новой версии стандарта ISO/TS 22163:2017.
Повышение надежности рельсовых цепей
Антонов А.А, Ваньшин А.Е., Мухин Л.В.
Опыт эксплуатации кодовых и фазочувствительных рельсовых цепей частотой 25 и 50 Гц, разработанных и построенных несколько десятилетий назад, показывает, что в основном они работают с удовлетворительной надежностью. В связи с этим вопрос относительно их массовой замены тональными рельсовыми цепями пока не стоит. Вместе с тем, поддержание удовлетворительной надежности низкочастотных рельсовых цепей сегодня является актуальной задачей.
Интеллектуальный транспорт: кроссплатформенные решения
Болотский Д.Н., Воронин А.А.
Микропроцессорные системы управления движением (МПСУ) реализуются с использованием специализированного программного обеспечения. За время эксплуатации изменяется функциональность операционных систем, многие из них перестают поддерживаться. На протяжении жизненного цикла МПСУ необходимо обеспечивать совместимость установленных в разное время систем, выполнять меняющиеся условия заказчика, поэтому привязка программных средств МПСУ к конкретной платформе или операционной системе становится их слабым местом. К тому же, время жизни конкретной модификации операционной системы более скоротечно, чем необходимый жизненный цикл системы управления, для которой она используется.
Безопасность в мелочах
Наумова Д.В.
В конце марта на площадке Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ) под председательством лидера профсоюза Николая Алексеевича Никифорова состоялся круглый стол «Актуальные проблемы в области охраны труда на железнодорожном транспорте».
Система непрерывного обучения персонала
Мокров Г.П., Шиманович М.В., Валиев Б.Р.
В Челябинской дирекции связи около трех лет назад началось применение нового подхода к процессу технического обучения путем организации системы непрерывного обучения персонала. Эта система направлена на повышение качества проведения технических занятий персонала и эффективности наставничества на предприятии, а также на мотивацию работников к личному развитию, получению и применению знаний и навыков в процессе выполнения повседневных задач.
УДК 656.256.3:257 DOI 10.34649/AT.2019.5.5.004
Тренажеры для изучения микропроцессорных систем ЖАТ
Лунев С.А., Гришечко С.В., Лисин С.Л., Безотеческий А.П.,
Трушников С.Г.
В статье рассмотрены проблемы изучения в отраслевых учебных заведениях микропроцессорных систем ЖАТ, обусловленные сложностью и закрытостью этих систем, а также изменением задач и технологии их обслуживания. Показана эффективность внедрения в учебный процесс аппаратно-программных тренажерных комплексов, позволяющих реализовать широкий набор выполняемых функций, с учетом максимальной степени приближения к реальным устройствам ЖАТ. Приведены примеры реализации учебных тренажеров на кафедре «Автоматика и телемеханика» Омского государственного университета путей сообщения. Представлен учебный тренажерный комплекс для изучения электрических рельсовых цепей, который позволяет в лабораторных условиях изучать основные типы эксплуатируемых рельсовых цепей в различных режимах работы и условиях эксплуатации.
УДК 656.257 DOI 10.34649/AT.2019.5.5.005
Современные тренды образования в железнодорожной отрасли
Притыкин Д.Е., Чернов А.В., Бутакова М.А., Даглдиян Б.Д.,
Ковшиков С.В.
В Ростовском государственном университете путей сообщения активно развивается направление виртуальной и дополненной реальности. Современные компьютерные комплексы и сети, программное обеспечение, позволяют студентам создавать тренажерные и игровые приложения. В частности на базе РГУПС разработаны виртуальные тренажеры для подготовки осмотрщиков вагонов, изучения и диагностирования стрелочных переводов и стрелочных электроприводов, схем управления стрелками, процесса отправления поезда со станции. Создаются виртуальные лабораторные тренажерные комплексы ВЛТК подвижного состава для подготовки инженеров железнодорожного транспорта. Они выполнены максимально идентично реальным кабинам соответствующих локомотивов.
Комплексный подход к модернизации железнодорожных переездов
Наумова Д.В.
В этом номере журнала мы продолжаем публиковать информацию о мерах, принимаемых для повышения уровня безопасности на переездах зарубежных железных дорог. Вниманию читателей предлагаем системы переездной сигнализации, применяемые на переездах железных дорог Японии, Испании, Италии.
Учусь всю жизнь
Перотина Г.А.
Татьяна Анатольевна Сыроватская – начальник службы финансов Центральной станции связи ОАО «РЖД» – имеет трудовой стаж без малого 30 лет. И все эти годы она проработала в одной и той же организации.
«ТрансРоссия–2019»
Наумова Д.В.
Основные тренды, изменения, проблемы и проекты в сфере транспортной логистики были рассмотрены на 24-й Международной выставке транспортно-логистических услуг и технологий «ТрансРоссия–2019». Самую масштабную отраслевую выставку посетило почти 20 тыс. чел. В выставке приняли участие более 400 компаний из 28 стран мира. В этом году впервые с экспозицией выступил Азербайджан. Компании представили услуги по перевозке и экспедированию грузов различными видами транспорта, услуги по обработке грузов в терминалах и портах, а также IT-решения. Подробнее о мероприятии читайте в статье.