«Автоматика, связь, информатика»
Содержание №4, 2020 г.
УДК 004.056 DOI 10.34649/AT.2020.4.4.001
О безопасности критической информационной инфраструктуры
Ададуров С.Е., Глухов А.П., Корниенко А.А., Белова Е.И.
Рассмотрены новые риски информационной безопасности при реализации концепции цифровой железной дороги. Предложены подходы к управлению информационной безопасностью на основе оценки и управления рисками, показана важность упреждающего (проактивного) реагирования на компьютерные атаки и реализации интеллектуального управления. Сформулированы принципы, которые могут быть положены в основу системы управления информационной безопасностью критической информационной инфраструктуры железнодорожного транспорта.
УДК 621.332.23: 625.14: 656.25: 517.54 DOI 10.34649/AT.2020.4.4.002
Эффективность применения рабочего заземления в системе тягового электроснабжения
Лунев С.А., Дремин В.В., Ходкевич А.Г., Сероштанов С.С.
В статье представлены результаты экспериментальных исследований на участке железной дороги, которые проводились с целью определения эффективности применения рабочего заземления для снижения эквивалентного сопротивления рельсовой сети, а также уменьшения уровня обратного тягового тока, оказывающего негативное воздействие на элементы инфраструктуры.
Микроконтроллеры горочной автоматической централизации
Федорчук А.Е., Фарапонов И.А.
Научно-производственное предприятие «Югпромавтоматизация» уже более четверти века выполняет широкий спектр работ по автоматизации технологических процессов для предприятий железнодорожного транспорта. Предприятие выполняет разработку, проектирование, внедрение и сопровождение диагностических, информационных и управляющих систем в России и за рубежом. В статье представлены новые микроконтроллеры горочной автоматической централизации МК ГАЦ, которые являются малобюджетным решением для замены устаревших систем БГАЦ и ГАЦ-КР, а также для сортировочных горок с изначально не предусмотренным автоматическим переводом стрелок.
Цифровой модуль контроля рельсовых цепей с автоматическим регулированием уровня сигнала ЦМ КРЦ-АР
Чирков Н.В., Елизаров И.В.
Цифровой модуль контроля рельсовых цепей с автоматическим регулированием уровня сигнала (ЦМ КРЦ-АР) – это законченная подсистема контроля и кодирования рельсовых участков с приемом и передачей информации через цифровой и/или релейный интерфейс. Модуль может применяться в составе действующих и вновь строящихся систем электрической централизации и автоблокировки с тональными рельсовыми цепями. ЦМ КРЦ-АР прошел опытную эксплуатацию на станции Кусково Московской дороги, а в августе прошлого года успешно выдержал приемочные испытания.
Навстречу к бесшовной среде
Наумова Д.В.
На площадке ИД «Гудок» был проведен круглый стол на тему: «Московские центральные диаметры: интеграция в городскую систему транспорта. Итоги и перспективы развития». Участники обсудили векторы развития пассажирского движения по Московским центральным диаметрам, рассмотрели особенности проектов МЦД-3 и МЦД-4. Были затронуты вопросы технологий строительства железнодорожного полотна, платформ и ТПУ, а также обновления парка подвижного состава.
УДК 629.05 DOI 10.34649/AT.2020.4.4.003
Система высокоточного позиционирования беспилотного подвижного состава
Попов П.А., Иванов В.Ф.
Осенью прошлого года на площадке АО «НИИАС» прошел технический семинар, где рассматривались новые возможности позиционирования транспортных средств. В семинаре приняли участие сотрудники компаний, научно-исследовательских и образовательных учреждений, которые занимаются беспилотными технологиями. Для широкого внедрения беспилотного движения на железнодорожном транспорте ставится задача создания системы по управлению движением поезда без машиниста со степенью автоматизации уровня 4 и возможностью дистанционного управления для обеспечения безопасного ведения подвижного состава, предотвращения его столкновения с препятствиями на путях на основе распознавания объектов на пути по ходу движения. С каждым годом в мире появляются новые способы позиционирования ПС, и сегодня речь уже идет об использовании не отдельных технологий, а о комбинации различных систем.
В статье рассматриваются основные особенности построения и функционирования интегрированной системы высокоточного позиционирования беспилотного подвижного железнодорожного транспорта. Анализируется состав применяемого навигационного оборудования, их достоинства, недостатки, а также особенности комплексирования их информации.
УДК 629.05 DOI 10.34649/AT.2020.4.4.004
Визуальные алгоритмы SLAM в решении задач позиционирования на железнодорожном транспорте.
Болтенкова Е.О., Некрасов Н.А.
При разработке системы управления беспилотным локомотивом одной из задач является его точное позиционирование и определение параметров движения (скорости и направления). Это позволяет обнаруживать и правильно локализовать наблюдаемые системой технического зрения окружающие объекты. Основным источником координатной информации, направления движения и ориентации локомотива является навигационная аппаратура потребителя глобальной навигационной спутниковой системы (НАП ГНСС). В качестве дополнительного источника данных о направлении движения могут использоваться устройства визуальной одометрии, работа которых основана на применении алгоритмов одновременной локализации и построения карты (Simultaneous Localization and Mapping – SLAM). Анализ возможности применения таких алгоритмов на примере ORB-SLAM и DSO-SLAM рассмотрен в статье.
УДК 629.05 DOI 10.34649/AT.2020.4.4.005
Применение фильтра Калмана для построения траектории движения тягового подвижного состава
Иванов В.Ф., Хатымов Р.А.
В статье рассматривается применение расширенного фильтра Калмана для оценки траектории движения тягового подвижного состава с учетом характерных для его движения особенностей. Приводятся примеры траектории движения, построенные по данным навигационной аппаратуры потребителей глобальных навигационных спутниковых систем, а также полученные в результате работы фильтра Калмана и делается их сравнение.
Системы доступа объектов на перегоне на основе пассивных оптических сетей
Лапунов С.И., Блиндер И.Д., Ананьев Д.В., Левин Л.С.
Статья посвящена новому направлению в области железнодорожной технологической связи, открывающему возможность реализации ряда современных перспективных технологий, таких как видеонаблюдение, контроль и управление железнодорожной инфраструктурой, оперативно-технологическая и общетехнологическая связь и радиосвязь на перегоне.
УДК: 001.895; 629.066; 656.029; 656.3 DOI 10.34649/AT.2020.4.4.006
Квантовые технологии для железной дороги
Охотников А.Л., Озеров А.В., Цветков В.Я.
В статье описываются квантовые вычисления, коммуникации и сенсоры. Обозначены их ключевые характеристики. Раскрыты основные задачи, стоящие перед ОАО «РЖД» как акселератора и разработчика «дорожной карты» по развитию квантовых коммуникаций. Проведен анализ технических разработок в области железнодорожного транспорта для обеспечения защиты данных и применения квантового шифрования. Рассмотрены технические и технологические задачи для преодоления барьеров при внедрении «сквозных» технологий.
УДК 621.396:654.16:656.2 DOI 10.34649/AT.2020.4.4.007
Стандартизация требований для систем беспроводной связи
Плеханов П.А., Роенков Д.Н.
Статья посвящена аспектам развития и стандартизации различных систем беспроводной связи на железных дорогах и их использования для решения задач автоматизации движения поездов. Цифровая трансформация железнодорожной отрасли требует от сетей электросвязи обеспечения производственных и управленческих процессов современными качественными и безопасными услугами. Причем традиционные и инновационные виды железнодорожного транспорта нуждаются в апробированных и стандартизованных технологиях беспроводной связи различного назначения. Исходя из этого, нормативные технические документы данной области должны быть основаны на лучшей мировой практике создания и эксплуатации сетей беспроводной связи современных стандартов с учетом специфики российских железных дорог.
Безбарьерная среда в ОАО «РЖД»
Наумова Д.В.
ОАО «РЖД» совместно с Всероссийским обществом инвалидов на круглом столе обсудили вопросы безбарьерной среды на транспорте. В процессе заседания участники рассмотрели итоги работы холдинга «РЖД» по обеспечению доступности железнодорожного транспорта для маломобильных пассажиров в прошлом году и обсудили планы на 2020 г. Специалисты ОАО «РЖД», Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, ЦППК и др. поделились своим опытом в области развития безбарьерной среды.
Награды для прекрасных дам
Наумова Д.В.
В преддверии Международного женского дня в Центральной дирекции инфраструктуры состоялось торжественное награждение работников прекрасного пола. Кроме того, награжденные представительницы хозяйства автоматики и телемеханики лично встретились с начальником Управления автоматики и телемеханики В.В. Аношкиным. Благодарность генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» получили Сорока Анна Геннадьевна, диспетчер Калининградской дистанции СЦБ Калининградской ДИ и Афанасьева Светлана Евгеньевна, старший электромеханик Буйской дистанции СЦБ Северной ДИ.
С выбором профессии не ошиблась
Володина О.В.
Группа технической документации справедливо считается важным отделом дистанций СЦБ. По сути, это небольшой проектный институт, который занимается экспертизой проектов при строительстве, модернизации или капитальном ремонте объектов ЖАТ, согласованием и утверждением инструкций, внесением изменений в схемы. В Барнаульской дистанции СЦБ Западно-Сибирской дороги эту группу возглавляет опытный квалифицированный специалист – ведущий инженер по эксплуатации технических средств Татьяна Викторовна Арефьева. Профессионализмом, ответственным отношением к делу она завоевала авторитет, доверие и уважение руководства и коллег.