.
«Автоматика, связь, информатика»
Содержание № 12, 2020 г.
УДК 656.071.4 : 658.012.011.56+656.256.05+ DOI 10.34649/AT.2020.12.12.001
Интеллектуальное автоматизированное рабочее место дежурного по станции
Дмитриев В.В., Аграфенин Д.В., Аракельян В.В., Шмелёв Е.В.
В статье рассказывается о результатах испытаний интеллектуального автоматизированного рабочего места дежурного по станции (АРМ ДСП). Представлены организационная, функциональная и программно-техническая структуры системы управления движением поездов и маневровой работой в составе диспетчерской централизации «ЮГ» с контролируемыми пунктами «КРУГ».
УДК 656.257:004+004.056 DOI 10.34649/AT.2020.12.12.002
Кибербезопасность микропроцессорных систем железнодорожной автоматики
Безродный Б.Ф., Наседкин И.А., Бакуркин Р.С., Никитин А.Б., Абрамов О.А.
В процессе перехода на микропроцессорные платформы систем железнодорожной автоматики возникают новые угрозы нарушения безопасности движения поездов, а также снижения эффективности процесса перевозок, связанные с хакерскими атаками и иными деструктивными воздействиями на вычислительные и сетевые средства. В статье приведен порядок подтверждения соответствия требованиям киберзащищенности и информационной безопасности микропроцессорных систем управления, который включает в себя несколько этапов.
Повышение уровня информационной защищенности МПЦ
Гоман Е.А., Фурсов С.И., Григоренко С.С., Курочкин А.Р.
В связи с высокими темпами развития информационных угроз специалисты ОАО «ЭЛТЕЗА», АО «НИИАС», ЗАО «Позитив Текнолоджиз» и ООО «1520 Сигнал» разработали комплексную систему повышения киберзащищенности КСПК-ЭЛ. В статье описаны функции этой системы, а также представлены ее возможности, особенности и преимущества.
УДК 656.222.4:004.942+656.224(-214)(470.311) DOI 10.34649/AT.2020.12.12.003
Взаимодействие информационных систем в мониторинге графика движения поездов на МЦД
Бариев М.Ф., Воротняк Р.А.
В статье рассказывается об использовании информационных систем в процессе контроля графика движения пригородных поездов на Московских центральных диаметрах, а также о существующих системах и новых технологических решениях для оптимизации процесса мониторинга полноты данных. Описывается применение навигационных устройств ГЛОНАСС как дополнительного источника данных об исполненном графике движения пригородного поезда.
Гарантированная надежность автоматических систем
Поздняков И.Ю.
Сохранять лидирующие позиции ОАО «РЖД» помогает применение новых технологий, в том числе – цифровых. Одновременно с этим в компании идет развитие и усложнение оборудования, обеспечивающего инновационные процессы. Оно становится более ответственным и более требовательным к качеству питающего напряжения. На сегодня единственным устройством, обеспечивающим защиту потребителей от нарушений качества электропитания, является устройство бесперебойного питания (УБП).
Машинное зрение: взгляд 4.0
Романчиков А.М., Мащенко П.Е., Александров Е.А.
Мы живем в эпоху развития цифровых технологий и инновационных устройств, которые с каждым годом все более плотно входят в нашу повседневную жизнь. На любую трансформацию требуется время. «Только изобрести что-то недостаточно. Вам нужно сочетать две вещи: изобретение и нацеленность на инновации, а также иметь компанию, которая коммерциализирует изобретение и даст его людям», – говорил сооснователь Google Ларри Пейдж. Можем вспомнить, как медленно на постсоветском пространстве продвигалось внедрение инновационных идей. Практически до конца 90-х годов «фантастикой» считались микропроцессорные системы, в том числе и централизация. Сейчас инновационными считаются системы, работающие на принципах нейронных сетей. Они активно начинают входить в обычный обиход жизни.
УДК 519.217.1 DOI 10.34649/AT.2020.12.12.004
Марковские процессы в алгоритмах компьютерного зрения
Харина Н.Л., Медведева Е.В.
Предлагается подход к обработке видеоданных на основе теории условных многомерных марковских процессов с дискретными аргументами. В статье представлены алгоритмы выделения контуров и повышения качества видеоданных, искаженных аддитивным белым гауссовским шумом и импульсными помехами. Алгоритмы просты в реализации, имеют высокую скорость обработки, лишены сложных вычислительных процедур, позволяют распараллелить процесс. Они могут быть применены в системах технического зрения в качестве предобработки видеоданных, а также для решения задач более высокой сложности, таких как: обнаружение объектов интереса, их отслеживание, измерение параметров, сегментация и распознавание.
Цифровое пространство расширяет возможности
Назимова С.А.
В октябре прошел международный транспортно-логистический форум «PRO//Движение.1520», в котором приняли участие 650 компаний из 28 стран. Онлайн-формат мероприятия открыл новые возможности и сделал его более доступным для широкого круга участников. Подробнее о работе форума читайте в статье.
Кафедра «Автоматика и телемеханика»: история и современность
Ходкевич А.Г., Ларионов Г.В.
Сегодня Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) является одним из ведущих транспортных вузов России и входит в список старейших высших учебных заведений Сибири. Годом его образования считается 1900 г. Тогда в Томском технологическом институте началась подготовка инженеров-механиков железнодорожного транспорта для эксплуатации, строящейся в те годы Транссибирской магистрали. В 1930 г. на базе железнодорожных специальностей института был создан Сибирский институт инженеров транспорта. Спустя два года учебное заведение было переименовано в Томский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта, а в 1961 г. после перевода в Омск получило название Омский институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1997 г. институту присвоен статус Омского государственного университета путей сообщения. В этом году он отмечает свое 120-летие.
Слаженный труд коллектива
Некрасов С.Ю., Линевич М.А.
Пермский региональный центр связи – второй по величине в Екатеринбургской дирекции связи. Коллектив неоднократно занимал призовые позиции среди региональных центров ЦСС. В этом году он завоевал первое место по итогам соревнования коллективов структурных подразделений ОАО «РЖД». В статье рассказывается о развитии центра, накопленном опыте, а также о работе и жизни связистов.
Новая философия развития связи
Наумова Д.В.
В ноябре в «Экспоцентре» в Москве после затянувшегося перерыва, связанного с пандемией, состоялось важное событие – пятая «Российская неделя высоких технологий–2020» (РНВТ). Ежегодно это мероприятие объединяет ведущие конгрессно-выставочные события в сфере информационных технологий, телекоммуникаций, навигации и телематики, а также становится межотраслевой платформой для создания и развития инфраструктуры цифровой экономики России и источником актуальной информации о тенденциях развития отечественного и мирового телеком- и ИТ-рынков.
Конференция определяет векторы развития
Наумова Д.В.
Продолжаем серию публикаций к юбилею конференции «ТрансЖАТ». В этом номере вспоминаем события 2014, 2016, 2018 гг.
Другой жизни не представляю
Вадченко О.А.
Железная дорога – это, прежде всего, преданные своему делу люди. В этом номере наш рассказ о Гаджи Назиривовиче Гаджиеве. На Северо-Кавказской железной дороге он работает более четверти века: начав трудовой путь электромехаником радиосвязи Махачкалинской дистанции сигнализации и связи, достиг должности заместителя начальника Ростовской дирекции связи.