«Автоматика, связь, информатика»
Содержание №10, 2021 г.
Отрасль на пороге перемен
Наумова Д.В.
В конце августа на экспериментальном кольце АО «ВНИИЖТ» в Щербинке состоялся пятидесятый юбилейный международный железнодорожный Салон пространства 1520 «PRO//Движение.Экспо». Салон стал коммуникационной площадкой, объединившей лидеров железнодорожной отрасли, экспертов, специалистов, производителей из разных стран. Более 700 предприятий и 2 тыс. специалистов отрасли работали на выставочных площадях и участвовали в деловой программе. В «День открытых дорог» мероприятие посетили более 15 тыс. гостей.
С. 2–7, 3-я стр. обложки
Разработки Дивизиона ЖАТ ГК 1520
Дивизион ЖАТ Группы компаний 1520, в который входят такие компании, как «ЭЛТЕЗА», «1520 Сигнал», «Стальэнерго» и «КиберТех-Сигнал», традиционно принял участие в выставке, представив свои самые инновационные разработки для транспортной отрасли как в павильоне, так и на открытой площадке салона.
С. 8–10
Инновационные решения ОАО «ЭЛТЕЗА»
Блёскин М.А., Жмуданов И.Н.
В сентябре этого года ОАО «ЭЛТЕЗА», ведущий в России производитель устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, традиционно участвовало в международном железнодорожном салоне пространства 1520 «PRO//Движение. ЭКСПО» в качестве экспонента.
С. 11
PROфессиональные решения для безопасности движения поездов
На Международном железнодорожном Салоне пространства 1520 «PRO//Движение.Экспо» научно-производственный центр «Промэлектроника» наряду с флагманскими продуктами представил новые разработки.
С. 12–14
К юбилейной дате создания лабораторий СЦБ и связи специальная подборка статей
Более восьмидесяти лет на дорогах в структуре хозяйства автоматики и телемеханики успешно действуют лаборатории автоматики и телемеханики. Они были организованы в тридцатых годах прошлого века в связи с внедрением сложной техники СЦБ и связи. Высокопрофессиональные специалисты лабораторий внесли неоценимый вклад в совершенствование аппаратуры, повышение надежности ее работы, создание контрольно-измерительных приборов. Они принимают активное участие в пусконаладочных работах при внедрении новых технических средств. Однако статус лабораторий последние десятилетия остается неопределенным. На разных дорогах они входят в состав дистанций СЦБ или Технических центров, выполняя при этом функции контроля для всего хозяйства автоматики и телемеханики. Вопрос о роли лабораторий последний раз обсуждался на сетевой школе в 2011 г. К сожалению, многие предложения так и не были реализованы по объективным причинам и обстоятельствам. Предлагаем вниманию читателей подборку материалов о работе лабораторий, а также возможность высказать свое мнение об их статусе и роли в ближайшем будущем.
Лаборатории автоматики и телемеханики – вчера, сегодня, завтра…
Балуев Н.Н.
Исторически создание и становление на железных дорогах лабораторий автоматики и телемеханики восходит еще к середине тридцатых годов прошлого столетия. В этот период произошло организационное выделение хозяйства СЦБ и связи в самостоятельную структуру, и существующие к тому времени на дорогах лаборатории (возникшие на разных железных дорогах далеко не одновременно) стали называться «дорожными лабораториями СЦБ и связи».
С. 15–18
По пути развития
Карнаухов А.С., Володарский В.А., Симонов С.А.
В 30-е годы всю страну охватило стахановское движение. Железные дороги начали оснащаться «передовой и совершенной техникой сигнализации и связи». С целью активного развития железнодорожного транспорта, в том числе «освоения новейшего технического оборудования транспортной сигнализации и связи и внедрения опыта стахановской работы», в январе 1941 г. народным комиссариатом путей сообщения был издан приказ об организации дорожных лабораторий сигнализации и связи. Эта дата считается их официальным днем рождения. Об истории становления и развития дорожной лаборатории Красноярской дороги, основных целях, которые стояли перед структурой в разные периоды, а также о задачах сегодняшнего дня и планах на будущее рассказывается в статье.
С. 19–23
Надежность и качество гарантируем
Иванов В.Н.
Дорожная лаборатория автоматики и телемеханики Куйбышевской дирекции инфраструктуры находится в подчинении службы автоматики и телемеханики и входит в штат Самарской дистанции СЦБ. Численность штата лаборатории составляет 31 человек. Это специалисты, оказывающие консультативную и техническую помощь в решении вопросов, связанных с работой устройств СЦБ на полигоне Куйбышевской дороги.
С. 24–26
Стремление к совершенству
Сердюк В.Ю.
Для развития новых систем управления процессами перевозок, обеспечения технологий их обслуживания и эксплуатации более 70 лет назад на Восточно-Сибирской дороге при службе сигнализации и связи была организована лаборатория автоматики, телемеханики и связи. С 2010 г. лаборатория входит в состав Иркутского центра устройств автоматики и телемеханики, являющегося структурным подразделением Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры. Для оптимизации управления, разграничения ответственности и приведения к Типовому положению в лаборатории были сформированы отделы по ведению технической документации, пусконаладочных работ, систем и устройств СЦБ, а также группы аппаратуры и устройств СЦБ, метрологии и технического регулирования, рельсовых цепей, автоматической локомотивной сигнализации и систем автоматического управления, а также автоматизированных систем управления.
С. 27–29
Работаем на повышение безопасности движения
Чижиков А.А.
Лаборатория сигнализации и связи на Северной дороге была создана в 1959 г. и имела в своем штате изначально всего пять человек. Работники лаборатории отличались высокой квалификацией и инициативностью. Для повышения надежности работы устройств они разрабатывали технические решения и измерительные приборы. Рационализаторские предложения специалистов использовали в эксплуатационной работе на всей сети.
С. 30–31
УДК 004.896+656.25
DOI: 10.34649/AT.2021.10.10.001
Автоматизация измерения электрических параметров устройств ЖАТ
Сиделев П.С., Малявин К.Ф., Седых Д.В.
Затронут вопрос измерения электрических параметров, в том числе модулированных сигналов в современных технических системах. Описаны новые технические средства, применяемые на российских железных дорогах. Рассмотрены сложности, возникающие при внедрении существующих технических решений. Предложено заменить все основные измерительные электрические приборы единым универсальным прибором, позволяющим выполнять типовые электрические измерения.
С. 32–34
УДК 621.396
DOI: 10.34649/AT.2021.10.10.002
Надежность каналов в сетях связи с подвижными объектами
Кнышев И.П., Роенков Д.Н., Сапрыкин Д.В.
Рассмотрен динамический коэффициент готовности в линейной структуре сети поездной радиосвязи. Показано, что надежность канала связи поездной диспетчер – машинист зависит от параметров движения (скорости, продолжительности остановок). Проведено сравнение динамического и статического показателей на одном и том же гипотетическом участке. Динамический коэффициент готовности позволяет выявить наиболее проблемные с точки зрения надежности радиосвязи железнодорожные участки, способствует улучшению показателя надежности системы связи с движущимся поездом.
С. 35–38
Как организовать дополнительный штат для технического надзора
Куц А.Н., Киселёв М.А.
В рамках формирования Московского транспортного узла в последние годы активно ведется работа по развитию железнодорожной инфраструктуры Московской дороги на радиальных направлениях, поэтапная реализация Московских центральных диаметров МЦД-1 – МЦД-5. Кроме того, осуществляется проектирование и строительство путепроводов через железную дорогу на участках Центральной кольцевой автодороги, реконструкция многих станций Московской дороги и др. При производстве строительных работ связисты выполняют технический надзор с целью сохранности линейно-кабельных сооружений, для чего требуется дополнительный штат сотрудников. В статье рассказывается, как решен этот вопрос в Московской дирекции связи.
С. 39
Эффективность использования трудовых ресурсов
Заварзин А.М.
Хозяйство автоматики и телемеханики – одно из ключевых хозяйств ОАО «РЖД», выполняющих функции обеспечения безопасности, пропускной способности и автоматизации процессов управления движением поездов. Работники хозяйства отвечают за бесперебойную работу устройств, от надежности которых зачастую зависит жизнь и здоровье людей. Известно, что экономическая эффективность любой компании определяется соотношением полученных результатов и затраченных ресурсов, главными из которых являются затраты человеческого труда. В статье рассказывается об актуализации нормативов численности работников дистанций СЦБ.
С. 40–41
На пике модернизации
Жигалова О.В.
По итогам прошлого года Комсомольская дистанция СЦБ Дальневосточной ДИ заняла первое место среди линейных предприятий ОАО «РЖД». Несмотря на большой объем работ, связанных с модернизацией и отвлечением эксплуатационного персонала, коллективу удалось добиться высоких эксплуатационных показателей: количество отказов технических средств 1-й и 2-й категорий снижено на 17 %, производительность труда увеличена до 118 %. Такой результат достигнут благодаря профессионализму, практическому опыту и ежедневной напряженной работе специалистов предприятия.
С. 42–46
Испытание спиральных вагонных замедлителей
Мовшин А.А., Цай О.И.
Спиральные вагонные замедлители (СВЗ) являются перспективным видом замедлителей. Они уже много лет применяются и хорошо зарекомендовали себя на железных дорогах Европы. На сортировочных горках ОАО «РЖД» замедлители этого вида пока не получили широкого распространения. В прошлом году на сортировочной горке станции Шушары Октябрьской дороги проводились испытания этих современных тормозных устройств. В статье представлены результаты этого эксперимента, а также описаны технические характеристики и особенности спиральных замедлителей.
С. 29–30
Крутые повороты его судьбы
Перотина Г.А.
«Нам не дано предугадать судьбы крутые повороты…», – сказал когда-то русский поэт Ф.И. Тютчев. Эти слова сполна можно отнести к герою статьи Валерию Юрьевичу Бубнову – заместителю начальника Центральной станции связи по мониторингу и развитию. В начале карьеры ему довелось постигать жизненные основы, учиться и трудиться во многих отраслях народного хозяйства в разных частях страны, в то время называвшейся Советским Союзом.
2-я стр. обложки